В 1901 г. в каждом армейском корпусе имелся саперный батальон. Кроме них были отдельные железнодорожные, телеграфные и воздухоплавательные части.

К 1914 г. в составе армии было уже 35 саперных батальонов

  • по 4 роты;
  • 3 полка,
  • 2 батальона,
  • 3 роты железнодорожных войск – всего 34 роты;
  • 9 телеграфных батальонов и 8 крепостных телеграфных рот.

Мобилизация привела к увеличению числа саперных батальонов до 90, формированию 104 понтонных парков, 11 конно-саперных отделений; 105 железнодорожных рот; созданию армейских и корпусных телеграфно телефонных, дивизионных и крепостных телефонных и армейских, корпусных, дивизионных рот радиосвязи из частей мирного времени.

Саперные войска. В германской армии саперные части контролировались генерал-инспектором саперных войск и делились на три вида: инженерно-строительные, фортификационные и полевые.

Инженерно-строительная и фортификационная службы предназначались исключительно для проектирования, строительства, ремонта и организации крепостей и комплектовались одними офицерами. Офицеры-строители получали ту же подготовку, что и офицеры полевых саперных частей, и могли заменять друг друга. Офицеры фортификационной службы обычно происходили из числа выслужившихся унтер-офицеров полевых саперных частей. 

Полевые саперные части обеспечивали саперную поддержку полевых войск. В ее состав входили полевые саперные роты, минные роты, мостовые колонны, отряды прожекторов и парковые роты, кавалерийские саперные отряды. Саперы также предоставляли солдат для комплектации минометных и огнеметных расчетов, а также обслуживания установок ОВ. Электроэнергию на передовую подавали с помощью линий, также сооруженных полевыми саперами. 

Полевые саперные полки. 8 батальонов фортификационной службы с началом войны развернули в 10 полевых саперных полков. Каждый полк состоял из 4-6 саперных рот, парковой роты, а также нескольких резервных и запасных рот. К маю 1917 г. в каждой дивизии сформировали из имеющихся саперных подразделений один саперный батальон. Дивизионный саперный батальон состоял из двух полевых рот, минометной роты и прожекторной команды. К концу 1917 г. германская армия располагала почти 700 саперными ротами, т.е. почти в каждой дивизии имелось по две саперные роты, в то время как до войны лишь корпуса имели по три роты.

Полевая саперная рота (Pionierkompanie) насчитывала 4 офицеров, офицера медслужбы, казначея, 24 унтер-офицера, 226 строевых и 14 нестроевых нижних чинов, имевших 246 карабинов, 3 револьвера (пистолета), 26 лошадей, 7 повозок. Рота состояла из трех команд.

Кавалерийский саперный отряд (Kavallerie-Pionier-Abteilung) придавался кавалерийской дивизии. Личный состав – 2 офицера, 48 нижних чинов, вооруженных 31 карабином и имевших 33 лошади.

Минные роты. До начала войны минными работами занимались только батальоны фортификационной службы. После перехода к позиционной войне, мины приобрели большее распространение, поэтому постановку минных полей стали поручать и полевым саперным полкам. Постепенно отбирались квалифицированные кадры. В 1916 г. были сформированы регулярные минные роты, к 1918 г. число таких рот достигло 50. Рота состояла из 4 офицеров и 250 нижних чинов. 

Понтонные парки. Первоначально придавались дивизиям, армейским корпусам и армиям, но в конце 1916 г. их вывели из подчинения частей  и передали на армейский уровень. Парк насчитывал 2 офицеров, 59 нижних чинов, 98 лошадей, 21 повозку, 12 понтонных повозок, 2 эстакадные повозки, 1 повозки для берегового транца (все 4-конные), Погонщики повозок входили в состав колонны.

Войска связи. Перед началом мобилизации войска связи включали: 6 прусских телеграфных батальонов, 7 крепостных телефонных рот, 1 саксонский телеграфный батальон и 1 крепостную телефонную роту, 1 вюртембергскую телеграфную роту и 1 крепостной телефонный отряд, 2 баварских телеграфных батальона. Офицеры набирались главным образом из числа саперов и военных строителей, но встречались также железнодорожники и пехотинцы. В январе 1917 г. телеграфные подразделения вывели из состава службы связи и объединили в отдельную службу. До мобилизации воздушные силы рассматривали как часть войск связи, но в 1916 г. их выделили в отдельный род войск.

Огнеметные части

В 1909 г. огнеметы были испытаны в крепости Кюстрин во время маневров, а в 1911 г. организовано обучение применению огнеметов трех саперных батальонов. С 1912 г. огнеметы стали штатным имуществом саперных батальонов и были применены на Западном фронте уже в первых боях 1914 г. Боевой опыт показал, что эффективно могут использовать огнемет в бою только специально обученные опытные солдаты. Поэтому было начато формирование специальных огнеметных частей. Первая часть численностью 36 человек была создана 18 января 1915 г. Командиром ее стал майор ландвера К. Редеманн, бывший до войны начальником пожарной команды (брандмейстером) Лейпцига. Вскоре эта часть была переформирована в 3-й гвардейский саперный батальон, а затем в резервный гвардейский саперный (огнеметный) полк. Первоначально в нем было 6 рот, но до конца 1917 г. их количество увеличилось до 12. В каждой роте имелось по 20 тяжелых и 18 ранцевых огнеметов. Расчет огнемета составляло отделение из 4 (для ранцевого огнемета) или 6 человек (для тяжелого). В качестве боевой единицы применялась ударная группа из командира, двух отделений огнеметов и четырех солдат – гранатометчиков. Формировались и отдельные полевые огнеметные роты. В них входили: командир роты, 4 субалтерн-офицера, фельдфебель, вице- фельдфебель, 21 унтер-офицер, 20 ефрейторов, 120 рядовых,  санитарный унтер-офицер, 2 мотоциклиста, 8 нестроевых. Такая рота состояла из 6 взводов (один из них, дополнительный, включал нестроевых денщиков и резервных, всего 19-20 человек) и нестроевую команду из 6 человек. Первые два взвода состояли из четырех отделений огнеметчиков (16 человек), отделений гранатометчиков (7 человек) и пулеметчиков (6 человек). В третьем и четвертом взводах отсутствовали пулеметчики. Пятый взвод именовался штурмовым и включал 6 огнеметных отделений.За время Первой мировой войны немецкие огнеметчики приняли участие в 653 боях, причем около 523 атак было проведено с использованием ранцевых огнеметов.

Железнодорожные части

В мирное время имелись следующие части: 3 прусских железнодорожных полка по 8 рот в каждом, 1 прусский железнодорожный батальон из 4 рот, 1 баварский железнодорожный батальон из 3 рот, 3 железнодорожные путевые роты. 

За переброску личного состава отвечали армейские железнодорожные представители при каждом армейском корпусе. Представитель также отвечал за состояние колеи и ее своевременный ремонт.

Во время войны железнодорожную службу усилили и реорганизовали, сформировав следующие части: железнодорожные строительные роты, железнодорожные путевые роты, 5 железнодорожных рабочих батальона, 9 вспомогательных батальона, 23 запасные железнодорожные роты.

Каждая строительная и путевая рота входила в состав одного из железнодорожных полков. Номер этого полка железнодорожники носили на погонах под буквой “Е”.